• 127247, г. Москва
    Дмитровское шоссе, д.100, офис 1/28 "Б"
  • 8(916)566-82-17
    info@acpltd.org, buh@acpltd.org

Главный инженер № 7, июль 2019

ООО «АСП»: ИНЖИНИРИНГ ПОСТАВОК ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ АТОМНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ДЕЙСТВИИ

Осуществляя поставки оборудования производства предприятий стран Юго-Восточной Азии для атомных станций, ООО «АСП» выполняет инжиниринг на всех этапах процесса – от подготовки технических требований на поставку до приемки оборудования заказчиком. О состоянии атомной промышленности, проблемах поставки оборудования и работе компании по их решению рассказывает гость нашего журнала, ее генеральный директор, канд. техн. наук Виктор Владимирович Трутаев.

Ключевые слова: атомная промышленность, оборудование, класс безопасности, инжиниринг, поставка.

Виктор Владимирович, название вашей компании говорит о том, что она занимается поставками различных изделий для предприятий атомной промышленности. Как вы оцениваете состояние отрасли сегодня? Как и с какими целями создавалась ваша компания?

Трутаев В.В., генеральный директор ООО «АТОМСТРОЙПОСТАВКА»
Трутаев В.В., генеральный директор ООО «АТОМСТРОЙПОСТАВКА»

— Идея создания «АСП» строилась и фокусировалась на создании системы поставок для атомной промышленности России в сложившихся на сегодняшний день политических и экономических условиях. И с самого начала мы ориентировались на удовлетворение потребностей в первую очередь отечественного рынка – АЭС, сооружаемых на территории России. Следует отметить, что общее потребление энергии в мире продолжает расти очень высокими темпами. За последние 8 лет, по данным отчета Международного энергетического агентства (IEA), оно выросло почти вдвое. Наибольший вклад в объем производства электроэнергии на сегодняшний день вносят Китай и США, это около 70% от общего количества. При этом доля атомной энергетики в мире упала с 17% в 2000 г. до 10% в 2018 г. Среди основных причин такого падения называются как приостановка большинства японских АЭС и отказ некоторых стран, например, Германии, от их эксплуатации, так и бурное развитие «зеленых» технологий и возобновляемой энергетики. Вместе с тем интерес к атомной энергетике не падает. Так, китайская промышленность за те же 18 лет в разы увеличила количество введенных в эксплуатацию энергоблоков; несмотря на трагедию Фукусимы, за 2018 г. перезапущены 4 энергоблока АЭС в Японии; отмечен рост атомной генерации в таких странах, как Швеция, Франция, Швейцария, Тайвань, Пакистан. В целом в 2018 г. суммарный объем производства атомных электростанций всего мира вырос на 3,3% и составил 2724 ТВт-часов энергии. Использование передовых технологий дает возможность повысить безопасность как новых АЭС, так и находящихся в эксплуатации. Россия продолжает развивать свою атомную промышленность, которая остается одним из ключевых направлений отечественной экономики. Строятся 6 новых энергоблоков на Курской АЭС-2, Ленинградской АЭС-2, Нововоронежской АЭС-2, плавучей АЭС «Академик Ломоносов». Расширяется участие отечественной промышленности и в международных проектах, осуществляемых с участием Госкорпорации «Росатом»: это Аккую в Турции,   Белорусская АЭС, Эль-Дабаа в Египте, АЭС «Куданкулам» в Индии, венгерская АЭС «Пакш-2», АЭС «Руппур» в Бангладеш, АЭС «Тяньвань» в Китае, АЭС «Ханхикиви-1» в Финляндии. Это суммарно 36 энергоблоков. В планах компании «АЭМ-технологии», которая входит в дивизион Росатома АО «Атомэнергомаш», – 16 реакторов и 60 теплообменных аппаратов для АЭС в течение 5 лет в семи странах. Для строительства новых энергоблоков требуется соответствующее оборудование, и не только сверхсложное 1-го и 2-го классов безопасности, требующее особых условий производства и характеризуемое очень высокой единичной стоимостью производимых изделий, но и 3-го класса с менее жесткими требованиями к продукции, а также 4-го класса, к элементам которого предъявляются требования общепромышленных нормативных документов.

По влиянию элементов атомных станций (АС) на безопасность устанавливаются четыре класса безопасности:
• К классу 1 относятся тепловыделяющие элементы (ТВЭЛ) и элементы АС, отказы которых  являются  исходными  событиями аварий,  приводящими  при  проектном функционировании  систем  безопасности к  повреждению  ТВЭЛов  с  превышением максимального проектного предела.
• К классу 2 относятся следующие элементы АС, не вошедшие в класс 1: –  элементы,  отказы  которых  являются исходными  событиями,  приводящими  к повреждению  ТВЭЛов  без  превышения максимального  проектного  предела  при проектном  функционировании  систем безопасности с учетом нормируемого для проектных аварий количества отказов в указанных системах; – элементы систем безопасности, единичные отказы  которых  приводят  в  случае возникновения проектной аварии к нарушению установленных для таких аварий проектных пределов.
• К классу 3 относятся элементы АС, важные для безопасности, не вошедшие в классы 1 и 2.
• К классу 4 относятся элементы нормальной эксплуатации АС, не влияющие на безопасность и не вошедшие в классы 1, 2, 3. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии. Общие положения обеспечения безопасности атомных станций (НП-001-15)

Производство оборудования для АЭС – одно из сложнейших машиностроительных направлений. Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., распад СССР и последующий кризис в 1990-х гг. поставили российское атомное машиностроение под угрозу исчезновения. Часть заводов закрылась, часть была перепрофилирована, часть осталась за пределами границ новой России, как, например, украинский Турбоатом (г. Харьков), который поставил теплоходные турбины большой мощности на Ленинградскую и Курскую АЭС. В начале 2000-х, по существу с пуска энергоблока №1 Ростовской АЭС, началось восстановление важнейшей для народного хозяйства России отрасли. Но потери были слишком велики, и можно сказать, что на сегодняшний день машиностроительный фундамент атомной энергетики в полном объеме в нашей стране пока отсутствует. Создавшийся дефицит оборудования компенсировался поставками из стран Западной Европы и США. В связи с создавшейся в последние годы политической обстановкой, продолжающейся политикой санкций со стороны Запада, эти поставки практически прекратились. Однако здесь следует отметить важнейший фактор: уже с начала 2000-х гг. американская и западноевропейская атомная промышленность – немецкие, французские, голландские и др. компании достаточно резко сокращала собственное производство, и сегодня его основной объем это до 90% общего количества оборудования для АЭС формируется из продукции стран Юго-Восточной Азии – Китая, Южной Кореи, хотя и использующих технологии в основном западных компаний. Процесс передачи технологий и разработки собственных, хотя и очень тяжело, но идет. Мешает ему необходимость наличия сильной собственной научной и исследовательской базы, высококвалифицированных инженерно-технических кадров, режим нераспространения и жесткие требования к надежности продукции. Исходя из сложившейся сегодня ситуации наличия дефицита оборудования и определенных преимуществ компаний Юго-Восточной Азии, мы и обратили на них свое внимание. Получается, что последние перед введением санкций годы западные компании продавали нам продукцию под своим брендом, но изготовленную на заводах Юго-Восточной Азии. Так зачем же России покупать ее через посредника? Поэтому наша компания подбирает продукцию, которая могла бы возместить оборудование, ранее поставляемое западными поставщиками. Сейчас мы прекрасно знаем всех изготовителей из стран этого региона, уровень их производства и возможности. Знаем потребности отечественной атомной промышленности, а также требования, которым должна удовлетворять поставляемая продукция. Под эти требования мы подбираем оборудование и поставщика. Контракты заключаем по результатам тендеров, которые выигрываем на электронных торговых площадках.

Чем же вас привлекли китайские компании?
— Могу назвать несколько факторов. Во-первых, при наличии «политики санкций» следует работать только с дружественными нам странами, от которых такие «подлянки» маловероятны. Мы проанализировали потребности российского рынка и современный рынок поставщиков – кто, кроме США и Западной Европы поставляет нужное нам оборудование, какая номенклатура предлагается, с какими характеристиками, какими ценами и т.д. Кроме того, в Китае, например, какой-либо вид оборудования производит не один завод, обычно в одной провинции их несколько. Они очень жестко между собой конкурируют, и эта внутренняя конкуренция толкает их на выпуск более качественного оборудования с более низкой ценой. Необходимо отметить, что все эти заводы по существу представляют собой локализованные производства самых известных в мировой атомной промышленности брендов, таких как Westinghouse Electric Company и Оrano SA (до 2018 г. – Areva). И изначально вопросы надежности и качества продукции для атомной промышленности решались там надлежащим образом.

– В чем конкретно заключается участие вашей компании в выполнении контракта на поставку?
– Мы участвуем на всех этапах его выполнения – от подготовки технических требований на поставку до приемки оборудования заказчиком. По существу, компания осуществляет полный инжиниринг процесса поставки продукции – наши специалисты принимают участие в анализе, исследованиях, испытаниях, сертификации и организации процесса поставки. Еще до начала изготовления в составе комиссии мы принимаем участие в оценке возможности производства, проверяем внутреннюю систему качества завода. Это первая контрольная точка. Проверка наличия всей необходимой документации по выполнению тех или иных процедур, стандартов предприятия, конструкторской документации. Готовность технологического оборудования, персонала – проверяется система его подготовки и переподготовки. Подлежит оценке и вся производственная система целиком, технический и технологический потенциал предприятия. То есть целый перечень вопросов, которые необходимо решить до начала производства. После ответов на эти вопросы комиссией дается оценка, готово ли предприятие к выпуску продукции с надлежащим качеством в установленные контрактом сроки. «Акт проверки готовности производства» подписывается тремя сторонами: изготовитель, представитель уполномоченной организации Росатома и наша компания, а разрешение на изготовление дает уполномоченная организация. И начинается процесс изготовления, который также, вплоть до отгрузки, идет с участием представителей завода-изготовителя, уполномоченной организации и нашей компании. Следующий этап – в процессе заводских стендовых испытаний проверяется соответствие характеристик продукции, полученных на стендах, техническим условиям на поставку. И затем – приемка продукции на заводе. Следует отметить, что, учитывая потенциальную опасность атомных объектов и тяжесть последствий в случае их аварий, для усиления контроля качества изделий для атомной промышленности Росатом разработал специальную систему, предполагающую тройной контроль поставляемой для этой отрасли продукции. Первая приемка осуществляется на заводе-изготовителе приемочной комиссией в составе представителей уполномоченной организации, завода-изготовителя и, в данном случае, нашей компании. Приемка на заводе осуществляется в соответствии с планами качества, которые синхронизированы с процессом изготовления. То есть под контролем находится каждый этап производства продукции. Вторая приемка выполняется заказчиком. В соответствии с требованиями Росатома в приемке участвует его уполномоченная организация, это либо организация научно-технической поддержки Ростехнадзора ФГУП «ВО “Безопасность”», либо ФГУП «ВПО “Зарубежатомэнергострой”», обеспечивающие независимую приемку. В ней мы тоже принимаем участие. И третья приемка поставленного оборудования осуществляется в виде входного контроля уже непосредственно на атомной станции.

— Где и как выполняется сертификация поставляемого оборудования?
— Как известно, существует две системы сертификации продукции – добровольная и обязательная. Добровольная представляет собой необязательную форму подтверждения соответствия. Она проводится по инициативе изготовителя или поставщика. В нашем случае мы опираемся на Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Этот перечень регулярно проходит ревизию, отдельные позиции включаются и исключаются. Если поставляемая нами продукция включена в действующую редакцию перечня, то ее изготовленный образец вывозится из страны производства, ввозится на территорию Российской Федерации и проходит специальные испытания по определенной программе в аккредитованной организации Росатома, которая в случае успешного результата и выдает сертификат соответствия. При серийном выпуске продукции этот образец становится первым экземпляром сертифицированной серии изделий. В сертификационных испытаниях наша организация также участвует совместно с представителями уполномоченной организации, Ростехнадзора и завода-изготовителя.

— А участие в работах по обслуживанию и ремонту оборудования АЭС в сферу деятельности ООО «АСП» входит?
— Нет, и пока этого вида деятельности мы не планируем. Дело в том, что сегодня на рынке присутствует достаточно много сервисных организаций, которые осуществляют обслуживание и послепродажный ремонт оборудования АЭС. А тратить время и средства на расширение сферы деятельности и связанные с ним лицензирование, подготовку кадров и т.д. в условиях большой конкуренции в этой области мы пока не готовы.

— Какие специальности востребованы в компании?
— Большинство специалистов, которые у нас работают, имеют специальность «инженер-конструктор». Есть и инженеры-технологи. Потребность в этих специальностях связана с тем, что сформулированные заказчиком требования к поставляемой продукции, ее характеристикам и производству по сути представляют собой требования к конструктивным характеристикам и особенностям оборудования и процесса производства. И наши специалисты формируют эти требования в виде заказа изготовителю, контролируют их выполнение, процесс изготовления, испытаний и приемки оборудования. Конечно, различия по специализации у специалистов есть. Мы поставляем разноплановое оборудование, поэтому нужны различные специализации по виду оборудования – трубы, трубопроводное оборудование, кулеры, тепломассообменное оборудование, системы хранения и т.д.

— Какие выполненные работы вы бы занесли в «золотой» портфолио компании?
— Наверное, это крупные международные проекты, касающиеся установок воздухоразделения и переработки газа, а также строительства заводов СПГ в странах постсоветского пространства. В этих проектах мы участвовали достаточно широко, поставляли необходимое оборудование, которое на этом рынке очень востребовано.

— Расскажите, пожалуйста, о дальнейших планах развития компании.
— В первую очередь наши планы связаны с развитием атомной энергетики России, удовлетворением ее потребностей в надежной и высококачественной продукции, обеспечением независимости РФ от других поставщиков из стран, с которыми у нас не очень хорошие взаимоотношения. Пока это касается тех видов оборудования 4-го класса безопасности, которыми мы занимаемся. В дальнейшем мы предполагаем расширять этот перечень как за счет изделий этого класса, так и включением в него оборудования 3-го и 2-го классов безопасности. Второе направление развития – это расширение поставок в другие сектора экономики. Дело в том, что оборудование, которое мы поставляем, имеет двойное назначение, в большинстве своем оно может и должно использоваться в нефтехимии, для газоперекачки и переработки газа, при строительстве заводов по воздухоразделению и т.д. То есть это большой перечень продуктов, которые можно использовать в различных направлениях, не только в атомной промышленности. С нее мы только начали. А перспективные задачи – это, во-первых, выполнение части работ по проектированию и изготовлению изделий на территории РФ, что, конечно, потребует лицензирования отдельных видов деятельности. Реализация этих мер позволит значительно снизить эксплуатационные расходы компании. Во-вторых – создание совместных предприятий и локализация производства отдельных конструкций и узлов на сборочных заводах на территории России. Очень важное направление, также позволяющее снизить эксплуатационные расходы за счет оптимизации логистических операций и таможенных платежей, особенно для негабаритных грузов. И еще одно направление нашей дальнейшей деятельности – это увеличение объема услуг, предоставляемых другим компаниям. Я имею в виду тот факт, что мы приобрели достаточный опыт инжиниринга всего процесса поставки оборудования нашей номенклатуры. Он должен быть востребован, полагаю, мы успешно можем участвовать в аналогичных проектах, представляя интересы других организаций и предприятий.

Благодарю вас, Виктор Владимирович, за интересное интервью. Позвольте пожелать вашей компании инновационных решений в области инжиниринга, своего места в производственной цепочке создания объектов атомной энергетики, дальнейших успехов в освоении отечественного и зарубежных рынков и расширения сферы деятельности в таком востребованном направлении, как развитие атомной промышленности России!
Интервью провел А.В. Тарасенко